Об ансамбле

Скачать краткую биографию (PDF)

«Прекрасные музыканты, виртуозы, мастерски владеющие всеми возможностями своих инструментов, они обладают при этом теми редкими качествами, которые только и могут позволить добиться настоящего ансамблевого звучания — скромностью, гибкостью, терпением, желанием и умением слышать друг друга, доверием к интонации партнера — потому Брамс-трио и достигает музыкального результата такой неповторимой эмоциональной силы воздействия». Маэстро Рудольф Баршай.

За два с половиной десятилетия своего существования Брамс-трио, начавшее карьеру с побед на Международном конкурсе камерной музыки в итальянском Трапани в 1993 году и Первом Международном конкурсе камерной музыки имени Йозефа Иоахима, проходившем в Веймаре в 1996 году, обрело значительное место в современном музыкальном мире и репутацию одного из ведущих камерных ансамблей России.

Концертные программы и монографические циклы Брамс-трио, посвященные камерно-ансамблевым сочинениям Брамса, Дворжака, Шуберта, Бетховена, Шостаковича заслужили любовь и признание публики в сотнях городов России, Европы, Австралии, Южной Кореи и Турции. С 2009 года Брамс-трио ежегодно открывает концертный сезон Московской консерватории. Критики отмечают «...Ясность намерений, поющий нежный звук всех трех инструментов и великолепно сбалансированное звучание...» (Wiener Zeitung, Австрия), «...симфонический масштаб звучания при неизменном благородстве тона и изысканной полифонии музыкальной ткани, свойственной камерному жанру» (Газета «Культура», Россия).

Центральное место в творчестве Брамс-трио занимает русская камерная музыка. Признанное «главным знатоком русских фортепианных трио» (Журнал «Музыкальная жизнь», Россия) Брамс-трио исполняло концертные циклы, посвященные русскому камерному наследию, в залах Московской консерватории и Варшавской филармонии, Датской Королевской Академии и Штадтказино в Базеле, Брюссельской ратуши и Арт-центра Сеула, на фестивалях в Мельбурне, Гонконге, Стамбуле, Риме, Вене, Париже, Лондоне. После исполнения Трио Чайковского в Зале Брукнера в Линце австрийские газеты писали: «...Грандиозное симфоническое полотно... со всей мощью трагедийного таланта и звукового мастерства воплощенное выдающимися артистами. ...Колоссальный накал! Создание шедевра на глазах ошеломленной аудитории» (Volksblatt, Австрия). «...В исполнении Брамс-трио эти сочинения, так долго хранившиеся в тайниках русской музыки, обречены на успех», писала итальянская газета Il Monferrato о премьерах трио Алябьева и Пабста. «...Великолепное прочтение Трио, опус 67 Шостаковича, пронизанное пониманием иронии, горечи и юмора, свойственных этому сочинению...» (The Strad, Великобритания).

Премьеры фортепианных трио эпохи Серебряного века и русского модерна, чудом уцелевших в катаклизмах XX века и до последнего времени остававшихся неизвестными даже профессиональным музыкантам, а также первые исполнения сочинений, написанных специально для Брамс-трио современными русскими авторами, входили в программы «Русских камерных ассамблей» Брамс-трио. Эти многочисленные просветительские поездки в города Сибири, Севера и Дальнего Востока и масштабный фестиваль «Арт-ноябрь», основанный Брамс-трио в 1994 году и на протяжении 20 лет бывший крупнейшим событием московского сезона, стали важной частью российского культурного ренессанса на рубеже столетий.

В 2016 году после многолетней исследовательской, архивной и исполнительской работы Брамс-трио, в ходе которой были найдены и впервые представлены публике целые пласты русского культурного наследия, был составлен каталог русской камерной музыки XVIII–XX веков, в который вошли более 400 имен композиторов и около полутора тысяч произведений, написанных в России и русскими авторами за рубежом. В том же году Брамс-трио приступило к осуществлению проекта «История русского фортепианного трио» — записи антологии фортепианного трио на компакт-диски. Первая часть антологии, посвященная эпохе Российской Империи, будет выпущена компанией Naxos к 2021 году. В программы пяти компакт-дисков наравне с вершинами ансамблевого репертуара — Трио Чайковского, Аренского, Танеева, ранними сочинениями Алябьева, Глинки и Рубинштейна, и раритетными камерными опусами великихрусских симфонистов Римского-Корсакова и Бородина, вошли премьерные записи сочинений, которые в разное время и по разным причинам исчезли из музыкальной истории, — фортепианных трио Пауля Пабста, Цезаря Кюи, Владимира Дика, Константина Штернберга и Сергея Юферова.

Выпускники Московской консерватории, воспитанники легендарного класса камерного ансамбля Татьяны Гайдамович и Александра Бондурянского, «музыкальные потомки Василия Сафонова, Леопольда Ауэра и Карла Давыдова, артисты Брамс-трио в полной мере унаследовали традиции русской исполнительской школы и высокие идеи „культурного миссионерства“, заложенные Антоном Рубинштейном». (The Moscow Times, Россия).

Основатель Брамс-трио — пианистка Наталия Рубинштейн. С 2008 года в составе ансамбля выступают обладатели Золотых медалей Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве скрипач Николай Саченко и виолончелист Кирилл Родин. Солисты Брамс-трио преподают в Московской консерватории, удостоены почетных наград «За большой вклад в развитие культуры» и званий Заслуженных артистов России.